Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 100. Права и обязанности пассажира

1. Пассажир имеет право:

приобрести билет на пассажирское место любой категории для проезда до любого порта, указанного в расписании движения судов или объявленного по маршруту следования судна;

провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом;

провозить с собой бесплатно ручную кладь (легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1,8 метра или суммарной длиной по периметру не более чем 2,6 метра), общий вес которой составляет не более чем 36 килограммов и на скоростных судах не более чем 20 килограммов. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;

сдавать багаж для перевозки за плату в соответствии с тарифом на перевозки багажа;

делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки при проезде на судах на расстояние 500 километров и более;

продлевать срок действия билета в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения, на время болезни или сдать билет и получить провозную плату;

до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна отказаться от договора перевозки, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за не пройденную судном часть пути;

отказаться от договора перевозки в случае задержки отхода судна и получить провозную плату.

2. Пассажир обязан соблюдать утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами.


<Статья 99 | Статья 100 | Статья 101>

Научно-практический комментарий:

1. Необходимость более детального урегулирования прав и обязанностей пассажира по сравнению с перевозчиком всегда диктовалась двумя причинами. Во-первых, потребитель, в силу монополистических черт транспорта является более уязвимой стороной в таких правоотношениях. Во-вторых, права и обязанности перевозчика конкретизируются в соответст-вующих подзаконных нормативных правовых актах. Такая детальная урегулированность статуса перевозчика подзаконными актами освобождает уровень закона от скрупулезного регламентирования данной сферы. Хотя, как уже указывалось, должен быть определенный лимит подзаконного нормотворчества, так как достичь на правовом уровне должного баланса интересов в отношениях перевозчиков и пассажиров (потребителей) можно только на уровне закона. Свою роль в этом играет КВВТ РФ, нормы гл. 40 ГК РФ и Закон РФ "О защите прав потребителей", но тем не менее не помешало бы в комментируемой главе более детально оговорить права перевозчика и его основные обязанности, а также несколько более развернуто очертить обязанности пассажира. Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте в принципе тоже определяют именно права и обязанности сторон в договоре перевозки пассажира, а что касается правил перевозки пассажиров и багажа, то они должны больше внимания уделять технической и организационной стороне.
Права пассажира можно также разделить на несколько групп:
в момент заключения договора перевозки;
во время исполнения договора, то есть в ходе рейса.
В свою очередь, в данных группах прав пассажира можно выделить права, которые связаны с заключением договора, с его исполнением, изменением и права, связанные с отказом от исполнения договора. В общих чертах права пассажира очерчены в ст. 786 ГК РФ, в комментируемой статье КВВТ РФ они конкретизированы. В п. 1 данной статьи они расположены не системно, просто перечисляясь, что не мешает их анализу. Прежде всего, пассажир имеет право приобрести билет или иной проездной документ в зависимости от вида маршрута и (или) наличия льготы. Билет может быть приобретен на пассажирское место любой категории и до любого порта, находящегося на маршруте рейса. Правила продажи билетов и размещения информации об этом были в общих чертах рассмотрены выше, еще раз напомним - это содержится в п. п. 10 и 11, а также в п. п. 13 - 20 Правил оказания услуг по перевозке. Информация о продаже билетов размещается как на самом судне, так и в портах. Продажа билетов осуществляется в кассах или на судне. Пассажирам-льготникам билет выдается при предъявлении ими удостоверяющего льготу документа, неправильное оформление или отсутствие которых лишает пассажира права на льготный проезд. Если такие нарушения в документах, а равно факт их отсутствия допущены по вине территориального органа СОН (СЗН), пассажир вправе предъявить к данным органам иск о понуждении к исправлению или выдаче документов. Билет на бесплатный проезд всегда является именным. Допускается доставка билетов по указанному пассажиром адресу на основании заявок. Далее, пассажир имеет право занять на судне место в соответствии с билетом. Впрочем, данное право особо не нуждается в упоминании - это логично вытекает из приобретения пассажиром билета. Если место в соответствии с билетом пассажиру не предоставлено, перевозчик должен предоставить другое место, в том числе если оно и классом выше. Если предоставляемое взамен указанного в билете места стоит меньше, пассажиру выплачивается разница в стоимости.
Далее, пассажир вправе провозить с собой бесплатно ребенка не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет - по льготному тарифу. Для получения права на льготный проезд детей необходимо представить копию свидетельства о рождении. При этом следует иметь в виду, что дети из многодетных и малообеспечен-ных семей и их родители, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и обучающиеся в государствен-ных, государственных областных и муниципальных образовательных учреждениях, не достигшие возраста 18 лет, имеют право льготного проезда. Он оформляется при наличии справки, выданной ЦСОН или УСЗН о категории семьи. При нали-чии справки с отдела опеки и попечительства территориального органа опеки и попечительства о статусе ребенка как сироты или как оставшегося без попечения родителей, при наличии справки об обучении в указанных видах учебных заведений.
Ручная кладь, которую пассажир вправе провозить с собой, это предметы, вещи установленных абзацем 3 п. 1 комментируемой статьи габаритов и массы, которые не входят в состав багажа и не являются грузом, перевозимым для личных нужд. Перевозчик не отвечает за сохранность ручной клади, обязанность эта полностью лежит на пассажире. В качестве ручной клади запрещается провозить огнестрельное оружие, взрывчатые, легко воспламеняющиеся и огнеопасные вещества, а также вещи, которые в силу своих свойств могут повредить или уничтожить вещи других пассажиров. Ручная кладь, если она не превышает по своим характеристикам указанные в комментируемой статье требования, провозится бесплатно. Если ручная кладь превышает указанные в данной статье нормы, она (сверх таких норм) подлежит перевозке в качестве багажа за плату.
Багаж - это вещи и предметы, перевозимые при перевозке пассажира за отдельную плату в багажном помещении. О договоре перевозки багажа говорилось в комментарии к ст. 97 настоящего Кодекса. Этот договор не может заключаться как таковой без договора перевозки пассажира. В этом случае речь будет идти уже о договоре перевозки груза для личных (бы-товых) нужд. Договор перевозки багажа является возмездным и взаимным, но в отличие от договора перевозки пассажира - реальным. Он так же, как и договор перевозки пассажира, является публичным. Багаж принимается к перевозке при предъ-явлении проездного билета и в подтверждение его принятия перевозчиком оформляется договор перевозки багажа путем выдачи пассажиру багажной квитанции установленной правилами перевозок пассажиров формы. На проездном билете про-ставляется отметка об этом. Договор перевозки багажа, несмотря на то что он вытекает из перевозки пассажира, тем не ме-нее может быть прекращен и ранее, чем договор перевозки пассажира - багаж может быть сдан в иной порт, нежели в тот, до которого следует пассажир. К перевозке в качестве багажа также не допускаются огнеопасные, легковоспламеняющиеся и иные опасные вещества, огнестрельное оружие и вещи, которые по своим свойствам могут повредить или уничтожить вещи других пассажиров. Оплата перевозки багажа производится в момент его принятия к перевозке по действующему в данный момент тарифу. Срок доставки багажа должен соответствовать общим требованиям ст. 792 ГК РФ, а также правилам перевозок багажа. При приеме багажа проверяется его масса на весовых приборах перевозчика (думается, хотя в правилах об этом и не говорится, - что в присутствии пассажира), после чего выдается багажная квитанция. При сдаче иных вещей на хранение за плату, вес одного места при этом не должен превышать 50 кг. С момента выдачи пассажиру квитанции перевозчик отвечает за сохранность багажа и его целостность до момента сдачи его в порту назначения предъявителю багажной квитанции (это документ предъявительский). В случае повреждения, утраты или порчи багажа перевозчик несет ответственность в порядке гл. 15 КВВТ РФ.
Пассажир вправе делать остановку в пути следования при дальности маршрута от 500 км и более. Такая остановка не должна превышать 10 суток. Аналогичная норма содержится и в правилах перевозки. Пассажир должен не позднее чем через час после прибытия судна заявить о такой остановке в администрации порта. Уполномоченное должностное лицо порта делает об этом отметку на билете в форме указания, на какое количество суток продлевается билет, что заверяется подписью и календарным штемпелем порта (пристани). Освободившееся место передается в кассу для продажи. Если при возобновлении поездки на судне не будет свободного места аналогичной категории, пассажиру предоставляется место более низкой категории без возврата ему разницы в стоимости. Если в пути следования освобождается место соответствующей категории, перевозчик обязан в первую очередь предоставить его данному пассажиру.
Срок годности (правильнее будет говорить срок действия) билета может продлеваться и в случае болезни пассажира, на время болезни. Отметка о продлении срока действия билета в данном случае оформляется аналогично предыдущему ос-нованию продления. Для продления срока действия билета при болезни справка о болезни, выданная медицинским учрежде-нием, является обязательной. КВВТ РФ не устанавливают максимального пресекательного срока в этом случае. Билет про-длевается на все время болезни. Направление в медицинское учреждение, если оно является необходимым, оформляется судовым врачом. Билет не продлевается на судах пригородных и внутригородских маршрутов, в том числе и абонементный билет.
В случае болезни пассажир вправе также сдать билет и получить провозную плату за неиспользованную часть пути. Реализация пассажиром данного права является не чем иным, как вынужденным основанием отказа от договора перевозки, что является одной из форм прекращения (расторжения) договора. В этом случае пассажиру возвращается стоимость неис-пользованной части билета. Возвращается она и при таком вынужденном для пассажира отказе от договора, как задержка отправления судна (абзац 8 п. 1 комментируемой статьи). Если судно задерживается в первоначальном порту отправления, пассажиру возвращается стоимость всего билета, если в одном из портов в пути следования возврату подлежит стоимость билета за неиспользованное расстояние. Указанные два основания вынужденного отказа пассажира от договора не единст-венные. В частности, он может от него отказаться при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 101 настоящего Кодекса, если в этих случаях перевозчик не прекращает договор, а использует право, предоставленное ему п. 4 ст. 101 КВВТ РФ, на-пример, задерживает судно в одном из портов, а пассажиру, исходя из обстоятельств и цели поездки такое ожидание не вы-годно. Правила и размер возврата пассажиру стоимости билета в данном случае аналогичны указанным выше. На первый взгляд, может показаться, что отказ пассажира от договора в таких случаях является добровольным, но это не так, даже если перевозчик при таких условиях и не прекратил договор, но вынужден был задержать судно, такая задержка является вынужденной и для пассажира, что позволяет юридически приравнять ее к задержке отправления судна в смысле абзаца 8 п. 1 комментируемой статьи.
Помимо вынужденного отказа от договора, в абзаце 7 п. 1 рассматриваемой статьи - реализация принципа свободы договора - предусматривается право пассажира в любое время отказаться от договора в добровольном порядке, как до отхода судна, так и в одном из портов в пути следования. В данном случае также подлежит возврату стоимость билета за неиспользованный участок пути. Пассажир не обязан мотивировать отказ от договора. В данном случае, по отношению к самому пассажиру, это может быть и вынужденный отказ, например болезнь одного из родственников, но по отношению к договорным отношениям с перевозчиком он в любом случае рассматривается как добровольный.
2. Основная обязанность пассажира состоит в уплате провозной платы при получении проездного билета. Пассажир также обязан хранить билет (иной проездной документ) вплоть до прибытия судна в порт назначения пассажира. Багажная квитанция может передаваться иным лицам (предъявительский документ), которое вправе получить багаж в течение трех месяцев со дня прихода судна в соответствующий порт. Пассажир должен предъявлять билет по требованию должностных лиц, ответственных за проверку проездных документов. При отсутствии билета пассажир привлекается к административной ответственности на основании п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 11.18 КоАП РФ. Пассажир обязан соблюдать и установленные правила пользования судами и береговыми объектами, соблюдать правила поведения на судне, правила провоза ручной клади, пас-сажир несет административную и гражданско-правовую ответственность за повреждение или уничтожение судового имущества или имущества других пассажиров.