Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ) с комментариями к статьям

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации

1. Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

2. Положения настоящего Кодекса распространяются на:

внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения;

порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации;

суда и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.

3. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях. Условия плавания указанных судов по внутренним водным путям Российской Федерации определяются постановлениями Правительства Российской Федерации.

4. На участках внутренних водных путей Российской Федерации, на которых навигационно-гидрографические условия обеспечения плавания судов и безопасности судоходства, в том числе проведения спасательных операций, соответствуют требованиям торгового мореплавания, отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а отношения, возникающие из договора перевозки, - настоящим Кодексом.


| Статья 1 | Статья 2>

Научно-практический комментарий:

1. Внутренний водный транспорт как отрасль единой транспортной системы с необходимостью предполагает наличие в системе права специфического базового нормативного массива, осуществляющего регулирование деятельности по использованию инфраструктуры данного вида транспорта. Рассматриваемый Кодекс призван выполнять функции этого массива. Отношения, возникающие в сфере деятельности внутреннего водного транспорта, многогранны, вследствие чего они и попадают в поле регулятивного воздействия норм различных отраслей права - КВВТ РФ содержит нормы гражданского и административного (наибольший удельный вес), экологического и иных отраслей права. В силу особенностей развития отраслей российского права у нас сложилось транспортное законодательство, к которому и относится настоящий Кодекс, но о транспортном праве как отрасли права (не законодательства - это разные социально-правовые явления), думается, нет пока оснований говорить. Поэтому КВВТ РФ, о чем уже упоминалось в предисловии, аккумулирует в себе нормы институтов различных отраслей права, направляя их регулирующее воздействие на деятельность субъектов права, когда они соприкасаются с таким технологическим комплексом, как внутренний водный транспорт.
Назначение всей ст. 1 настоящего Кодекса - определение сферы его регулятивного воздействия, системы отношений, которые являются предметом (не следует отождествлять с предметом регулирования отрасли права!) его регулирования. В первом пункте обобщенно очерчен круг субъектов, отношения между которыми при осуществлении судоходства на внут-ренних водных путях попадают под юрисдикцию КВВТ РФ, а также констатировано, что КВВТ РФ устанавливает права, обязанности и ответственность данных субъектов. Здесь видно, в общих чертах, действие комментируемого Кодекса по кру-гу лиц: организации внутреннего водного транспорта, грузоотправители, грузополучатели, пассажиры - все они становятся участниками транспортных обязательств и иных отношений, когда используют инфраструктуру внутреннего водного транспорта. Действие норм Кодекса по кругу лиц означает, что его правила распространяются на всех физических и юридических лиц, являющихся субъектами соответствующих отношений на внутреннем водном транспорте. Здесь субъекты указаны предельно обобщенно - конкретнее они определяются исходя из той формы, в которой осуществляется использование инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Например, под организациями внутреннего водного транспорта следует понимать прежде всего судовладельцев, но если вести речь о перевозках - на первый план выступает статус судовладельца именно как стороны в обязательствах по перевозке. По смыслу данного пункта к субъектам, попадающим в сферу нормативного воздействия комментируемого Кодекса, в соответствующих рамках относятся и органы государственной власти, например Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) или Федеральная служба по тарифам. Конечно статус, компетенция, предметы ведения и полномочий - все это регулируется положениями об этих органах, но применительно к внутреннему водному транспорту ряд вопросов их деятельности регулируется и КВВТ РФ (см. комментарий к ст. 19 настоящего Кодекса). К числу иных лиц, о которых говорит комментируемый пункт, будут относиться, например, диспашеры в случае общей аварии, лоцманы и лоцманские организации и иные субъекты - все они будут указаны в комментариях к соответствующим статьям. Что касается установления комментируемым Кодексом прав, обязанностей и ответственности данных субъектов, то следует указать, что эти права, обязанность и ответственность лишь часть их общего правового статуса, а именно определенный вид специального правового статуса, которым они начинают обладать, когда вступают в отношения, регулируемые КВВТ РФ.
2. Во втором пункте усматривается определение действия настоящего Кодекса в пространстве, а также специально указываются суда и иные плавучие объекты, эксплуатация которых осуществляется на внутренних водных путях РФ. Действие КВВТ РФ в пространстве здесь определено не так, как обычно - указанием территориальных пределов юрисдикции нормативного акта, а перечисляются лишь определенные части материального мира, называемые внутренними водными путями, портами, судами и гидротехническими сооружениями. Что касается юрисдикции КВВТ РФ в общем плане, то ее пределы очерчены Государственной границей РФ. Понятие внутренних водных путей дано в абзаце 2 ст. 3 Кодекса (см. комментарий), что касается судоходных гидротехнических сооружений (например, шлюзов), то они не нуждались в отдельном упоминании, так как функционально они представляют собой неотъемлемую часть самих путей - само собой, что положения Кодекса должны на них распространяться. Расширенный перечень гидротехнических сооружений (далее в тексте - ГТС) дан в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". К таковым, в частности, относятся: плотины, здания электростанций, туннели, каналы, насосные станции, шлюзы, судоподъемники, дамбы, сооружения для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ и иные сооружения. Непосредственно судоходными ГТС являются шлюзы, судоподъемники, а также портовые гидротехнические сооружения. Но при этом некоторые нормы КВВТ РФ распространяются и на те ГТС, которые не являются судоходными. Например, согласно п. 4 ст. 10 комментируемого Кодекса, установка на береговой полосе каких-либо постоянных огней, направленных в сторону судовых ходов, за исключением навигационных огней, запрещается. Данная императивная норма распространяется и на деятельность по использованию несудоходных ГТС.
3. Регулирующее воздействие настоящего Кодекса направлено на отношения, возникающие в рамках использования инфраструктуры внутренних водных путей.
Инфраструктура внутренних водных путей - это единый технологический комплекс, включающий в себя сами пути, а также порты, навигационные системы, гидротехнические сооружения - словом, все, за счет чего и осуществляется эксплуа-тация внутренних водных путей. В п. 2 комментируемой статьи указано, что действие норм комментируемого Кодекса рас-пространяется на суда и иные плавучие объекты (например, плоты), эксплуатируемые на внутренних водных путях РФ. Следующий пункт исключает из сферы действия Кодекса военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в неком-мерческих целях. К таким иным судам относятся, например, суда гидрографического флота, за исключением случаев, ука-занных в самом КВВТ РФ. Данные случаи рассмотрены далее (см., например, комментарий к ст. 123 КВВТ РФ.
4. Четвертый пункт ст. 1 Кодекса обладает спецификой в том смысле, что разграничивает сферы регулятивного воз-действия КВВТ РФ и КТМ РФ в зависимости от навигационно-гидрографических условий плавания судов и безопасности судоходства. Навигационно-гидрографические условия указываются с помощью текстовых характеристик участков моря (реки) и берега с базирующимися на этих характеристиках рекомендациями для плавания, а также с помощью графического изображения (карты) соответствующего района судоходства. Обеспечение навигационно-гидрографических условий плава-ния является одной из основных составляющих обеспечения безопасности судоходства. В этом смысле применяется еще термин "навигационно-гидрографическое обеспечение" (НГО). Главная цель НГО заключается в изучении морей и внутрен-них водных путей для того, чтобы создавать новые и корректировать уже действующие рекомендации (пособия, руково-дства) для плавания и навигационные карты. Подробнее об НГО - в комментарии к гл. 2 настоящего Кодекса. Главный же смысл правила п. 4 комментируемой статьи заключается в том, что на тех участках внутренних водных путей, где навигаци-онно-гидрографические условия плавания и обеспечения безопасности судоходства отвечают условиям морского режима судоходства (это имеет место, например, на участках некоторых северных рек), вместо соответствующих правил КВВТ РФ должны применяться требования и правила КТМ РФ. Формулировка "отношения, возникающие из безопасности плавания судов по условиям торгового мореплавания" отличается крайней степенью аморфности и неясности. Что значит "возникнуть из безопасности"? Предпочтительнее представляется формулировка "отношения, связанные с обеспечением безопасности судоходства". Правила КТМ РФ, которые будут подлежать применению на указанных участках внутренних водных путей - это прежде всего правила гл. 6 КТМ РФ "Морские лоцманы", правила ст. 53 КТМ РФ "Минимальном состав экипажа судна", гл. 20 КТМ РФ "Спасание судов и другого имущества", а также правила об общей аварии. Частично сюда относятся и правила о возмещении вреда при столкновении судов. Наиболее важные моменты применения таких норм КТМ РФ будут рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям настоящего Кодекса.